Блефаропластика — одна из самых популярных пластических операций. Зачастую это наилучший выбор из возможных, но иногда результат вызывает разочарование. Работа косметолога в тандеме с хирургом существенно повышает шансы на благоприятный исход коррекции.
Автор:
Елена Неумывакина,
врач-дерматовенеролог, косметолог, сертифицированный тренер компании «Мартинекс», г. Алматы, Казахстан
Автор:
А. Н. Дьяченко,
нейрохирург, практикующий пластический хирург, ведущий лазерный хирург, заведующий отделением хирургии клиники PROMOITALIA, г. Алматы, Казахстан
Глаза — не только орган зрения, но и ключевая составляющая нашего имиджа, ведь в них можно прочесть настроение человека, его характер, отношение к окружающим. В то же время, кожа век — одна из наиболее чувствительных и беззащитных зон лица. Именно в периорбитальной области часто проявляются первые признаки старения кожи, она, как ни что иное, может выдать наш возраст или даже прибавить несколько лишних лет. Именно поэтому пластика век приобретает все большую популярность. Однако иногда вместо желаемого эстетического результата, она может стать причиной ряда неприятностей.
Блефаропластика — одна из самых часто выполняемых и популярных операций*. Это обусловлено ее непродолжительностью, малой травматичностью, доступностью, а главное — хорошим эффектом: в результате этого небольшого вмешательства происходит так называемое омоложение взгляда — коррекция возрастных изменений в области век придает лицу свежий и молодой вид.
Для профессионального хирурга коррекция век не составляет особого труда, но зачастую он сталкивается с нежелательными явлениями во время операции и после нее.
Многие пациенты приходят сразу к пластическому хирургу, не проконсультировавшись предварительно с косметологом. Мы часто слышим такое мнение: «Я не буду делать никаких процедур, когда будет надо — пойду и отрежу». К большому сожалению, таких пациентов не всегда удается переубедить. «Отрезать нельзя восстановить качество кожи!» — по тому, где хирург поставит запятую, можно судить о его профессионализме и подходе к пациенту. Желание пациента, чтобы ему провели оперативное вмешательство на неподготовленной и неухоженной коже, — результат глубокого заблуждения, которое может стать причиной серьезной ошибки хирурга. В этом случае операция несет множественные риски, уменьшаются шансы на быструю и качественную реабилитацию.
Поскольку пациент, планирующий блефаропластику, страдает от возрастных изменений данной зоны, чаще всего мы наблюдаем у него излишки растянутой кожи, она сухая, дряблая, с нарушениями эластичности и тонуса. Плохое качество кожи всегда сопровождается капилляропатиями: дефицитом артериального кровотока, хрупкостью сосудов, нарушениями лимфатического и венозного оттока. Это приводит к ряду неудобств, мешающих хирургу во время операции. Порой врач не имеет возможности сделать идеально ровный разрез, определяющий в дальнейшем форму и качество рубца. Истонченная дряблая кожа в буквальном смысле тянется за скальпелем и хирургу приходится вводить дополнительный объем для гидропрепаровки — инфильтрации специальным раствором на основе анестетика и вазоконстриктора (рис. 1).
РИС. 1. Гидропрепаровка
Введение дополнительного объема жидкости для уплотнения ткани, в свою очередь, приводит к усилению постоперационного отека и удлинению сроков реабилитации. Плохое качество сосудов в зоне оперативного вмешательства повышает риск кровоточивости и вероятность выраженных гематом (рис. 2), а также способствует плохой консолидации тканей. Все это делает процесс рубцевания непрогнозируемым, часто приводит к неидеальному результату, в чем пациент склонен винить хирурга.
РИС. 2. Послеоперационные гематомы
Гематомы и отеки — наиболее частые спутники блефаропластики. Хирурги относятся к этим «спутникам» вмешательства по-разному. Порой пациент слышит лишь: «Само пройдет» и получает лаконичные указания по применению аптечных венотоников.
К счастью, мы можем наблюдать и иную картину: когда пациентам назначают специальные средства ухода, дренажные аппаратные процедуры.
Мы в своей практике для борьбы с отеками и гематомами сочетаем наружную терапию и инъекционные методы. Помимо этого, уменьшить выраженность данных проявлений помогает подготовка кожи ещё до оперативного вмешательства.
Наша практика работы в тандеме «хирург-косметолог» показала существенный рост хороших результатов и комфортной реабилитации после блефаропластики, сокращение сроков восстановительного периода. Мы считаем обязательной предоперационную подготовку кожи к вмешательству.
Именно косметолог «приводит кожу в порядок», восстанавливая ее тургор и эластичность, укрепляет сосуды, нормализует кровоснабжение, оксигенацию тканей век и работу дренажного звена. Это в значительной мере облегчает проведение оперативного вмешательства, а также делает более комфортным течение послеоперационного периода. Сроки подготовки к блефаропластике зависят от качества кожи и возраста пациента, однако мы считаем оптимальным временем начала лечения — 3 месяца до планируемой операции.
Исходя из физиологии кожи, большую значимость мы придаем инъекциям гиалуроновой кислоты (ГК). Помимо известных дерматотропных свойств, важна ее роль в процессах заживления. Согласно результатам метанализа [4], в восьми из девяти включенных в него исследований продемонстрировано лучшее заживление ожогов, хирургических ран, а так-же хронических язвенных дефектов при применении препаратов на основе ГК в сравнении с традиционными методами лечения или плацебо. Кроме того, на сегодняшний момент накоплено достаточно данных о фетальной регенерации и заживлении без рубцов у пациентов, прооперированных в периоде внутриутробного развития. Этот феномен связывают с высокой концентрацией ГК в тканях эмбриона, значительно большим количеством рецепторов к ГК у фетальных фибробластов, а также очень низким содержанием провоспалительных цитокинов, таких как интерлейкин-1 и фактор некроза опухолей альфа [1]. Таким образом, высокая концентрация ГК способствует более быстрому заживлению тканей, а также заживлению без рубцов.
На протяжении десяти лет мы с большим успехом применяем препараты HYALREPAIR®-02 Bioreparant (Lab. THOSCANE, Россия) для омоложения и улучшения качества кожи. В частности, нами накоплен большой положительный опыт проведения курсов биорепарации препаратом HYALREPAIR® Bioreparant перед оперативным вмешательством на коже век.
Препарат вводится техникой «микропапулы», мезотерапевтическими атравматичными иглами 32G. Курс из 4 процедур с интервалом 3 недели между сеансами обеспечивает уплотнение кожного лоскута, повышение тургора и эластичности, а также лечение капилляропатии (хрупкости сосудов, нарушения лимфатического и венозного оттока), что способствует уменьшению выраженности отека и гематом в пост операционном периоде. Достигнутые в результате курса изменения способствуют лучшей консолидации тканей и более быстрому заживлению.
Биорепарация позволила достичь нам выраженных результатов не только до оперативного вмешательства, но и при применении в послеоперационном периоде. Прежде всего, она обеспечивает уменьшение отечности и более короткие сроки восстановления, а также формирование нормотрофических рубцов.
При естественном процессе заживления уже на первые сутки отмечается повышение содержания ГК. Она связывается с фибриновой сетью, образуя переходный матрикс, который стимулирует активацию гранулоцитов, макрофагов и фибробластов. Благодаря созданию влажной среды на раневой поверхности улучшается перенос факторов роста, высвобождающихся из клеток, усиливается миграция фибробластов и пролиферация эпителиальных клеток. Взаимодействие ГК с клетками осуществляется посредством рецепторов CD44 и RHAMM. Их состояние существенным образом отражается на скорости заживления повреждений кожи [2]. У трансгенных мышей с подавленной экспрессией RHAMM или CD44 в эпидермальных кератиноцитах наблюдается позднее заживление ран [3], что свидетельствует о вовлечении рецепторов ГК в сигнальные пути, обеспечивающие процессы репарации, и важной роли гиалуронана в заживлении в целом.
Исходя из вышесказанного, а также из личного опыта, мы подобрали оптимальные сроки для начала биорепарации, назначая ее на 7 – 10 сутки после блефаропластики. Срок начала биорепарации приурочен к периоду уменьшения отека и естественного снижения уровня ГК после резкого подъема вследствие травмы. Тем самым поддерживается уровень гидратации, обеспечивающий эффективный ранозаживляющий процесс, улучшается процесс синтеза нового коллагена для формирования невидимого рубца. Одновременно улучшается качество кожи век, что позволяет нам достичь хороших результатов как по нашей оценке, так и по мнению пациентов.
Рекомендуемый курс в послеоперационном периоде определяется лечащим врачом, обычно для полного восстановления требуется 2 – 4 процедуры биорепарации препаратом HYALREPAIR® Bioreparant, выполняемых 1 раз в 21 день.
Пациентка А., 59 лет, обратилась к пластическому хирургу для устранения нависающей складки кожи верхнего века. Была выполнена блефаропластика с иссечением излишков кожного лоскута. Результатом была довольна, но сохранялся дискомфорт и тянущий рубец в области внутреннего угла глаза (рис. 3).
Спустя 20 дней после операции, учитывая возраст и состояние кожи, пациентке рекомендовали курс биорепарации из 3-х процедур. Инъекции выполнялись папулярной техникой в проекции послеоперационного рубца и зоны на 5 мм выше и ниже. Диаметр папул составлял 1 мм, расстояние между вколами 1,5 – 2 мм. Оптимальный калибр иглы 32G.
В результате инъекционного курса препаратом HYALREPAIR® Bioreparant кожа в области век стала плотнее, эластичней, рубец посветлел и перестал беспокоить уже после первого сеанса (рис. 4).
РИС. 3. Пациентка А. Тянущий рубец верхнего века.
РИС. 4. Пациентка А. Состояние рубца до лечения (А) и после 3 процедур инъекционной терапии (Б).
Пациентка Н., 40 лет, с тонкой кожей. Была проведена блефаропластика нижнего века, удалены грыжи, произведено перераспределение внутреннего и среднего жировых пакетов с заполнением носослезной борозды.
В послеоперационном периоде пациентку стали беспокоить тяжесть и стянутость в нижнем веке, движение глазного яблока вверх сопровождалось отхождением или оттягиванием века (рис. 5, А). С целью улучшения эластичности кожи нижнего века произведено 2 процедуры с использованием HYALREPAIR®-02 Bioreparant с интервалом 3 недели Инъекции проводились по описанной выше технике.
Пациентка осталась довольна устранением нежелательных явлений (рис. 5, Б).
РИС. 5. Пациентка Н. Состояние кожи век после блефаропластики до (А) и после 2 процедур биорепарации (Б).
Предложенный выше подход мы успешно применяем в своей практике для улучшения результатов оперативного вмешательства. При сочетании инъекционной терапии и блефаропластики мы достигаем объективно хорошего результата при отсутствии или минимизации осложнений. Согласно анализу результатов наших исследований, период реабилитации пациентов сократился в 1,5 – 2 раза, повысилось число пациентов, оценивающих результат вмешательства как «превосходящий ожидания», в связи с чем мы рекомендуем внедрять наш опыт в практику эстетической медицины.
Поделиться